Эдуард Ковалев из Карасукского района Новосибирской области выбрал железную дорогу не ради продолжения династии. Мужчина с детства любил ремонтировать технику, начинал с велосипедов и мотиков, а сейчас восстанавливает «сердце» локомотивов. В этом году впервые принял участие в конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии-2024» предприятия «ЛокоТех-Сервис», который прошёл в Чите. В финале выступил с коллегами из филиалов компании со всей России и занял третье место. Но перед этим стал лучшим среди слесарей своего депо в Карасуке и Новосибирской области.
Мог бы водить локомотивы
Много лет назад на выбор профессии Эдуарда Ковалева повлияло несколько факторов. Во-первых, он родился и вырос в семье железнодорожников. Отец работал машинистом электровоза, иногда брал с собой в поездки сына.
«Тогда ещё не было так строго, я мог прокатиться на электровозе. Отец меня брал до Камня-на-Оби. Поездка туда и обратно длилась день. Мне было интересно», – рассказал Горсайту слесарь подвижного состава из Карасукского района Эдуард Ковалев.
Он мог бы водить локомотивы, но с детства любил что-то разбирать и собирать. Мальчишкой проводил всё свободное время в гараже отца. Сначала разбирал и собирал свои детские игрушки, интересно было посмотреть, как работают его металлические машинки. Потом помогал отцу ремонтировать автомобиль. Стал что-то собирать из найденных деталей: например, из двух-трёх велосипедов – один, продавал, опять искал запчасти и вновь собирал. Мог дома починить радио, утюг, плойку.
«Всё время пропадал в гараже: отец – в поездке, мать – на работе, а я что-то мастерю. Мне было 8-9 лет, как-то с друзьями проходили мимо гаражей. Там стояли мужчины, дедушка предложил мопед – это велик, только с двигателем, он был практически полностью разобран. Забрал, притащил домой в двух мешках и за день собрал. Отец приехал, а я уже катаюсь на технике», – добавил карасучанин.
Любовь к мотоциклам
Потом сам чинил мотоцикл отца. И как шутит, – понеслось, находил старую технику и восстанавливал, и до сих пор ремонтирует двухколёсных «коней». Сейчас в его коллекции одиннадцать им же собранных отечественных мотоциклов, среди которых, например, «Минск», «Восход», но новенького «японца» Honda Steed купил.
«Мне интересен сам процесс – разобрать и вновь собрать, чтобы всё работало. Для меня это отдых, а потом уже прокатиться», – уточнил Эдуард Ковалев.
Этот опыт стал отправной точкой, заложив основу его будущей профессии. Эдуард после школы поступил в местное железнодорожное училище № 37, ныне Карасукский политехнический техникум, но не на машиниста, а на слесаря.
Разобрал, починил, собрал
Однако перед тем как прийти на железную дорогу, Эдуард Ковалев получил ещё и юридическое образование. Это было в конце 90-ых. Пришлось выбирать профессию, хотя какое-то время молодой человек поработал юристом. Но быстро понял, что не его это – сидеть с документами.
«Получал зарплату в полторы тысячи, а на железной дороге – три тысячи. Конечно, выбор очевиден. Тогда в депо сложно было устроиться, брали лучших. Меня приняли», – поделился воспоминаниями слесарь подвижного состава.
2003 году вышел на работу. Сразу получил третий разряд, а вскоре наивысший – пятый. Всё эти годы ремонтировал двигатели локомотивов — и тепловозных, и электровозных. Начинал с разбора 5-тонного мотора, отдавал детали на диагностику, изношенные менял сразу, а потом собирал всё заново. Этот процесс требует и навыков, и предельной аккуратности.
«От моей работы зависит безопасность движения. Ошибки допускать нельзя. Для меня разницы нет — чинить мотоцикл или локомотив. Принцип один: разобрал, починил, собрал. Только детали крупнее. Мне нравится гайки крутить», – уточнил слесарь.
Профессионал своего дела
С первого дня работает Эдуард Ковалёв в отделении по ремонту электрических машин, где ремонтируют электровозные двигатели. Здесь же ранее студент-железнодорожник проходи производственную практику. Коллектив небольшой – 15 человек, новичков среди них немного. У каждого в цехе свой «рабочий стол», на который ставится двигатель. Каждый выполняет свою работу, но зачастую объединяются, чтобы помочь друг другу. Зная, что в нужную минуту слесари придут на выручку.
«Коллектив у нас хороший. Давно друг друга знаем, столько лет вместе. Свой опыт мне передавал Александр Николаевич Мирошников, который у меня был наставником. Недолго в учениках держал, наверное, понимал, что мне это нравится», – уточнил он.
Эдуард быстро стал профессионалом своего дела. Это позволяло ему без оборудования на вид определить – можно использовать деталь или менять. Чутьё не подводило: диагностика подтверждала его предположения.
«Опыт даёт возможность работать без всякого «кипиша»: уже знаешь, сколько тебе потребуется времени. Краном только опустят двигатель на моё рабочее место, я уже знаю, что примерно нужно заменить. Иногда вскрываешь, а оттуда металл высыпается, вот так изнашивается деталь. И причин этому миллион», – привёл он пример.
Слесарь с «бронзой»
Слесаря, у которого за плечами более 15 лет стажа и неоднократно отмеченного наградами, в этом году уговорили принять участие в конкурсе профессионального мастерства среди работников компании «ЛокоТех-Сервис». Эдуард Ковалев стал лучшим среди коллег-ремонтников в своём депо, в регионе и из пяти депо филиала «Западно-Сибирский», получив путевку в финал. В сервисном локомотивном депо «Чита» филиала «Забайкальский» собрались самые опытные работники сервисных ремонтных депо страны. Эдуард занял третье место.
«Я ремонтирую старые модели локомотивов, а на конкурсе работали с новым магистральным грузовым электровозом серии ЭС5К «Ермак». Значит, получилось, если удалось войти в тройку лучших слесарей «ЛокоТех-Сервис», – с улыбкой сказал Эдуард Ковалев.
Карасучанин доволен, что удалось не только найти своё любимое дело, но и подтвердить профессионализм, достойно представив на конкурсе предприятие и Новосибирскую область.
Ранее Горсайт сообщал, что новую версию «Пацанов» сняли карасукские железнодорожники. Анатолий Суховеев из Карасука Новосибирской области из помощника машиниста перешёл в слесари и не пожалел. Отдал местному сервисному депо более 30 лет. Впервые рулевой электровоза с 30-летним стажем Сергей Ершов из Карасука 31 марта отметил День машиниста.